Для своего персонала и внешней аудитории KAZ Minerals выпускает разнообразные медийные продукты.

null Лица Бозшакольского карьера

23.08.2018

Количество просмотров: 0

Сотни работников Бозшакольского ГОКа наравне с шахтерами Востокцветмета отмечают День шахтера. Большинство имеют опыт работы в подземных шахтах. И здесь, на руднике открытого типа, они выполняют похожую работу, но, как отмечает каждый из них, в более безопасных условиях. Что еще об особенностях своей работы рассказали шахтеры из карьера – в нашем материале.

Елена Нугерова, старший маркшейдер:

- Слово «маркшейдер» произошло от немецкого «снимать землю, объемы». Мы снимаем с карьера объемы вынутой горной массы, которая потом поступает на фабрику. Мы самое первое звено в цепочке, которая в итоге приводит к получению готовой продукции – нашей меди. Очень много работы проводим по контролю за технологией отработки карьера, по выноске. Мы глаза карьера, помогаем ребятам-горнякам правильно вести свои работы.

Елена начала свой трудовой путь в горном деле сразу после окончания института в 1989 году. 15 лет проработала «в подземке», а с 2004 года – на рудниках открытого типа. В следующем году отметит 30-летний юбилей профессиональной деятельности.

Но даже с таким большим стажем работы Елена продолжает учиться чему-то новому: «У меня, в общем-то, большой опыт, очень много знаю. Но до сих пор продолжаю еще открывать много интересного и нового для себя. Особенно на этом руднике. Именно здесь я узнала новые технологии, новые программы, которые сейчас внедряются. И дрон у нас есть, и новые сканеры. Многие инструменты, которые применяются у нас на Бозшаколе, нигде в Казахстане еще пока не применяются, - добавляет Елена и тут же с энтузиазмом демонстрирует результаты работы с новейшими инструментами в своей профессии. - Эти карты мы сделали с помощью дрона – он летает, делает фотографии. Потом мы обрабатываем их в специальной программе, получаем подробный результат. Тут карта у нас геологическая. Разведка дает нам данные, по ним появляется понимание, что нужно добывать, на какой склад отправить. У нас аж 9 типов руд! И мы свозим на склады, разделяя по составу».

 

 

Говоря о работе, Елена ни разу не произносит «я» или «у меня». Всегда «мы», «у нас». Уверяет, что весь коллектив на карьере работает как единый организм, большая дружная команда. Здесь нет разделения на главных и второстепенных работников. Все одинаково важны.

«У нас есть планировщики. Они планируют, считают объемы, что нужно сделать, руду с каким содержанием брать. Геологи нам дают информацию, где какую руду взять, как лучше ее отработать. Геотехники следят за бортами, откосом карьера, считают, под каким углом лучше его сделать, чтобы он не сполз. Финансисты - тоже важная часть, нужно правильно все посчитать, чтобы прибыльно было для нашего предприятия. Горняки – это, вообще, слов нет! Очень важные участники нашей работы, потому что без них, без их знаний мы не могли бы подсказать тому же экскаваторщику, если вдруг что-то он неправильно делает. Диспетчерская служба тоже. Без нее вообще невозможно, они - глаза и уши карьера, все видят, все слышат, откуда взять, куда поставить. Сколько самосвалов, под какой экскаватор. Потом механическая служба, которая следит за состоянием всей техники. Что-то не так – сразу ремонтируют… Вообще, не могу выделить никого. Все службы важны на карьере», - подчеркивает Елена.

Она признается, что в процессе работы бывает всякое, порой возникают и конфликты. Но за 29 лет в профессии, говорит, никогда не было даже мысли бросить все. О том, что когда-то еще совсем девчонкой остановила свой выбор на горном деле, она еще ни разу не пожалела: «Сама я живу в Степногорске. Но родом из Шымкентской области, города Кентау. На тот момент у нас был большой новый рудник по переработке цветных металлов. Там очень много цветных металлов было. Построили новейшую фабрику, которая могла перерабатывать несколько руд. Могла переключаться – бокситы добывать или еще что-то. И тогда было престижно. И вообще, я думала, так классно же в шахте побывать! Для меня это было романтикой».

Романтику в своей профессии маркшейдера Елена находит и сегодня: «Я вот, когда сюда приехала в 2014 году, тут была просто одна большая яма, наполненная водой. А сейчас какой красивый карьер! Какие борта красивые! Очень приятно, когда ты видишь, как меняется все, каким красивым становится. Знаешь, где какой горизонт, где какой угол, какая берма».

О том, что происходит на карьере, Елена переживает даже в межвахтовый период. Порой связывается с коллегами по телефону, электронной почте, чтобы всегда быть в курсе всего. А на вахте постоянно держит связь с семьей. 

«Дома ждут всегда. Мои родители даже дни считают – ой уже 4 дня осталось, уже два дня осталось. И дети, и внуки тоже ждут. У меня двое детей и уже пятеро внуков! Старшей внучке 14 лет. Вот так и до правнуков доживу», - говорит она.  

Но интересы Елены не ограничиваются работой и семьей. Не забывает она и о саморазвитии. В свободное время любит читать, смотреть фильмы. А недавно всерьез занялась изучением психологии: «Я очень хочу научиться понимать, наблюдать за людьми, как правильно поступить в той или иной ситуации. Мне очень нравится это».

В профессиональный праздник, День шахтера, Елена Нугерова желает всем своим коллегам здоровья, терпения, удачи и высокого профессионализма в работе: «Ценности нашей компании – это командная работа, долгосрочная эффективность, честность. Каждый человек должен знать, что, если сюда приезжает, должен отработать с оглядкой на них. Желаю коллегам, чтобы никаких проблем не на работе не возникало!».

Ерлан Алипов, машинист буровой установки:

- На основе маркшейдерских карт формируется паспорт буровзрывных работ. По ним в дело вступаем мы, бурильщики.

Ерлан работает на Бозшакольском карьере четвертый год. Вспоминает, что этот проект стал для него, практически, судьбоносным. Тогда, в 2014 году, Ерлан едва не остался без работы. Супругу перевели по работе в другой город, и ему пришлось уволиться. Поиски нового места работы были недолгими, но заставили мужчину изрядно понервничать. И тут судьба подбросила ему шанс.

«Как-то случайно наткнулся на вакансию, экзамен сдал, прошел. Вот так я и попал сюда, на Бозшаколь. Новую компанию я открывал – повезло мне. Как будто для меня открыли эту компанию», - смеется Ерлан.

Работа вахтовых методом для него тогда была в новинку. Говорит, поначалу было непросто, ведь он привык после рабочего дня всегда возвращаться домой к семье. Но вскоре освоился.

«Здесь условия хорошие, все по мировым стандартам. И питание хорошее, и одежду нам стирают, убираются – везде чистота. Техника безопасности соблюдается везде и во всем», - делится он.

Свою работу Ерлан Алипов знает «от» и «до». Уверяет, что ни одной ошибки за свою профессиональную карьеру он не допустил. Да и невозможно это, говорит он: «У нас стоит система Leica. Все фиксируется, невозможно сместиться и не там пробурить. Я тоже очень ответственно подхожу к работе. Вот скважины пробурил я сегодня. Глубина – 11 метров. После нас приезжают взрывники из подрядной организации. Закладывают заряд, взрывают. После них придут экскаваторы, за ними – самосвалы, и дальше по очереди все», - объясняет бурильщик.

До прихода на Бозшакольский карьер Ерлан много лет проработал в шахте. Там, говорит, только и думал о том, чтобы вернуться домой живым и невредимым: «Хоть технология бурения та же, но физически там сложнее –нехватка кислорода бывает. Воздух тяжелый. И опасность там выше намного. Каждый раз приходишь в забой, нужно все зачистить, потому что может камень упасть. Камни, заколы все убираешь, потом начинаешь работу. И даже это не гарантирует ничего, потому что не можешь весь забой видеть, когда работаешь. Здесь, в карьере, чувствуешь себя в большей безопасности. Условия работы менее вредные».

Дома Ерлана ждут любимая супруга и 10-летний сын. О своем ребенке он может говорить бесконечно. Гордится им. Говорит, мальчишка очень умный, любознательный. Учится хорошо. «Он в офисе будет сидеть, разнорабочим не будет, это я точно знаю! – делится Ерлан. – Молодец он. Хоть и маленький еще, но очень любит смотреть познавательные программы по телевизору. Учит английский. Такого сына я всем желаю!».

 

 

Находясь на вахте, Ерлан спокоен за семью. Поэтому после рабочего дня может посвятить немного времени и активному отдыху. Следит за здоровьем. «Я вот уже 6 лет, как курить бросил. Бегаю. Надо для себя жить, оказывается. Вот раньше я курил. Это неправильно. Я сейчас не пью, не курю. Себя поддерживаю, спортом занимаюсь, а здесь условия как раз для меня.  Все для меня здесь! Вот повезло мне! Вообще по жизни я - везучий человек», - смеется Ерлан.

В профессиональный праздник всем горнякам он пожелал здоровья, благополучия в семье и счастья. А всей стране – процветания по примеру родной компании: «В Казахстане, мне кажется, KAZ Minerals - лучшая компания по условиям. Пусть у всех так будет. Государство наше развивается, и пусть дальше развивается на хороших примерах».

Арын Жалмаханов, машинист ПДМ

Вслед за бурильщиками и взрывниками в процесс отработки карьера вступают погрузчики. Как рассказывает машинист погрузочно-доставочной машины Арын Жалмаханов, рабочая смена у него длится 11 часов с перерывом в один час на питание. По примерным подсчетам, за смену он отгружает в среднем 10 тысяч тонн породы. Бывает, доходит до 15 тысяч тонн.

До прихода на Бозшаколь Арын Жалмаханов успел поработать на разных рудниках не только в Казахстане, но и в ближнем зарубежье. «На погрузчике я работаю 12 лет. До этого был автогрейдеристом, машинистом-экскаваторщиком, бульдозеристом. Начинал в Узбекистане, в Заравшане. В Казахмысе работал, в Актюбинской медной компании. Работа-то везде одинаковая. Но в плане безопасности и контроля здесь лучше», - рассказывает машинист.

 

 

Вопрос безопасности – самый важный для него. Ведь Арын - многодетный отец. Дома, в поселке Кушмурун Аулиекольского района Костанайской области, его ждет большая дружная семья. «У меня шестеро детей. Самой младшей 3 года. А старшему – 16 лет. Пока меня нет, жена дома за водителя – в школу, садик детей возит. Хлопот по дому хватает, поэтому она домохозяйка у меня», – рассказывает отец семейства.

Свои пожелания коллегам в День шахтера Арын Жалмаханов выразить не успел – в это время к месту погрузки подъехал пикап грозного мастера дорог и отвалов участка. Азамат Сулейменов регулярно объезжает весь карьер – контролирует работу.

Азамат Сулейменов, мастер дороги и отвалов участка:

- У нас смена начинается с того, что начальники участков и производственной службы выдают нам наряд – это план работы на смену. После этого мы выдаем наряд нашим машинистам, операторам техники, рассказываем, кто где будет работать, на какой технике и какие работы будет выполнять. Потом по технике безопасности рассказываем, какие случаи были, какие риски могут быть при работе. Постоянно на вопросах техники безопасности останавливаемся. Потом развозим людей по технике. В течение смены разъезжаю по этим участкам, вношу какие-то корректировки по действиям.

В своей работе мастеру дороги и отвалов участка приходится постоянно общаться с другими работниками. Бывает, возникает недопонимание. Но Азамат умеет предотвращать конфликты: «Мы все люди, у каждого – свой характер. Но стараемся находить общий язык. На кого-то надо надавить, а к кому-то надо по-другому, чтобы конфликт не развился. Здесь приходится быть немного психологом».

 

 

В горнодобывающей отрасли Азамат Сулейменов работает уже 12 лет. На Бозшакольском проекте – четвертый год: «Условия здесь сильно отличаются от других мест. Хотя мы уже привыкли, как будто везде уже так, как на Бозшаколе». В День шахтера Азамат желает своим коллегам прежде всего безопасной работы, успехов, выполнения плана на работе и благополучия дома, в семье.

Павел Подрезов, оператор самосвала CAT-785c

Самая напряженная работа на карьере у водителей, - считает оператор самосвала CAT-785c Павел Подрезов. Он пришел в горнодобывающую отрасль в 2001 году. До этого много лет трудился в совхозе, был даже опыт работы в школе. Но именно горное дело по-настоящему захватило его.

«Нравится мне то, что, добывая камень здесь, я знаю, что потом часть этого камня будет использована для создания, например, какой-то запчасти на машину или чего-то еще. Я знаю, что мой труд в это вложен. Может быть, и маленькая частица моего вклада, но она есть. Может, именно я этот камень вывозил. Маленькое участие в большом проекте. Мне это нравится», – делится Павел.

Осознание важности собственной профессии вдохновляет Павла Подрезова в работе. Но не избавляет, конечно, от трудностей. Говорит, работа у операторов самосвала нелегкая: «Как завели утром машину, так до вечера и ездим. Отдыха нет. Встал один экскаватор – самосвал тут же перекинут на другой. Встал другой – его перекинули на третий. Не будет, как раньше, бывало, сломался экскаватор – мы стоим и ждем его. Потому что система Leica везде стоит, она все видит. Производственный процесс не останавливается. У нас за день место работы может смениться 2-3 раза».

Вот и в момент съемок фоторепортажа Павел Подрезов оказался не на своем родном самосвале, а на поливочной машине. Он объясняет: «Я сейчас поливаю дороги. Основная работа у меня на СAT-785c. А за эту работу мне еще доплачивается. Я считаюсь мультиоператором. Когда есть возможность, я орошаю дороги. Эта машина - практически малышка для меня. В обед я вот сяду на свой большой самосвал. Мы, чтобы план наверстать, в обед еще можем поработать. Я пораньше пообедаю и поеду».

 

 

Одна смена у операторов самосвала длится 11 часов. За это время, по словам Павла Подрезова, в среднем водители совершают 30 рейсов. Хотя бывает, что успевают сделать и 40 рейсов за смену. Все зависит от «плеча откатки» или расстояния от экскаватора до склада.

«Чтобы работать оператором самосвала, недостаточно просто уметь крутить баранку, грубо говоря. Нужно быть грамотным. Тяжесть в том, чтобы сесть и 11 часов работать почти непрерывно, не говоря про обед. Эмоционально тяжело, когда непогода, дождь – это все влияет на усталость. Соблюдать безопасность в таких погодных условиях – большое напряжение. Поэтому, даже не поднимая тяжелое, к концу работы водитель устает очень сильно», - говорит Павел Подрезов.

Справиться с усталостью работникам помогает спорт и другие развлечения, предусмотренные в вахтовом городке Бозшакольского ГОКа. «И тренажеры есть, и бильярд, и теннис. Еще 3 больших телевизора в кинозалах. Вот недавно же Чемпионат мира по футболу проходил. Мы тоже следили за ним. Набивались полные залы во время матчей», – делится Павел.

За плечами у нашего героя опыт работы на нескольких рудниках Казахстана. Павлу Подрезову уже 64 года. Но пенсионный возраст, говорит, для работы не помеха: «Я привык всю жизнь работать, поэтому дома сидеть я не могу. На самосвале я с 2006 года. До этого был механиком. Открывал казахмысовский Нурказган с нуля, с колышка, «Абыз» – тоже. Бозшаколь – это уже третий мой проект с колышка. И здесь уже меня застала пенсия. Но на отдых я не собираюсь. Это не мое. Мое – приносить пользу людям, а не одному себе», – с гордостью говорит Павел.

А пока он приносит всем пользу своей работой, дома его ждет семья: «Если я работаю, значит в семье есть достаток. У меня дети большие. Дочь работает менеджером на рынке в Караганде, а сын работает монтажником в Калининграде, сейчас тоже на вахте. Только вахта по полгода. Внуку уже 20 лет. Жду уже правнуков. Еще двое маленьких внучат есть».

Светлана Поддубная, горный инженер-диспетчер:

- Диспетчерская служба предполагает оперативное управление производством, каким бы оно ни было. Будь то карьер или шахты, спинной мозг любого предприятия – это диспетчерская. Мы реагируем на все внешние и внутренние раздражители, направляем, управляем.

Светлана Поддубная работает на Бозшаколе с февраля 2015 года. Вспоминает, когда впервые сюда приехала, карьер еще был затоплен водой, сульфидная фабрика только строилась, а глиняной фабрики вообще еще не было. «Мы приехали зимой, 2 февраля 2015 года. Обучение, индакшн – все это происходило на симуляторах, на тренажерах. Такое серьезное, хорошее обучение мы проходили. Работу диспетчерской запустили, когда пришла весна, когда карьер уже оттаял, воду уже начали откачивать. В мае 2015 года мы приступили к своим непосредственным обязанностям», - говорит она.

Работа диспетчера была знакома Светлане и ранее. 7 лет она отработала в такой же должности на заводе горно-шахтного оборудования в городе Сатпаеве, имелся опыт работы и в шахтах. Но для работы на Бозшакольском руднике пришлось освоить новое оборудование. Светлана вспоминает: «Нам кардинально пришлось учиться современной системе диспетчирования Leica, потому что такой в Казахстане нет нигде. Есть в Монголии, есть в Австралии, есть в Чили, но в Казахстане это первая. У нее описание, весь мануал идет на английском языке. Поначалу, конечно, терялись: «Ах, Leica! Что мы здесь будем делать? Куда мы попали?». Но постепенно освоились. Все люди чему-то учатся».

Коллектив диспетчерской, да и всего карьера, преимущественно мужской. Но Светлану, похоже, это совершенно не смущает. Наоборот, говорит, с мужчинами проще работать: «Это как Белоснежка и 30 гномов. Они отзывчивые, не капризные. К тому же они понимают, может быть, скидку где-то делают. Но, в принципе, у женщины-диспетчера должен быть мужской характер. Тут сюсюкание не пойдет».

Тут же, как в подтверждение своих слов, Светлана отзывается на очередной сигнал по рации – краткие вопросы и ответы, четкие инструкции, все только по существу. Зато в рассказе о своей работе и коллегах она не скупится на эмоции и ласковые слова. С непередаваемым восхищением описывает функционал программы Leica. Гигантские большегрузы называет не иначе как «самосвальчики». И выражает свои теплые пожелания коллегам в профессиональный праздник: «Здоровья, материального благополучия, уверенности в завтрашнем дне, безопасности на рабочем месте! Как говорили у шахтеров, сколько спусков – столько подъемов, здесь уже – сколько выходов на работу, столько же радостных возвращений домой, и затем не менее радостных прибытий на работу. И в семье чтобы хорошо было. Чтобы наши ребята, будучи на работе, были уверены в том, что дома у них все благополучно».

 

 

Светлана Поддубная сама уже много лет отмечает День шахтера как свой профессиональный праздник. Считает, что все, кто имеют отношение к разработкам месторождений, вправе считать этот праздник своим: «Мы все друг с другом настолько тесно связаны, как цепочка, все звенья. Выдерни одно звено – вся цепь порвется. Потому что мы не можем без механиков, которые нам обслуживают технику, если что-то случится. Мы не можем без электриков, которые подают нам электричество на карьер, чтобы наши экскаваторы работали. В конце концов, я не могу без тех же самых тревел-специалистов, которые покупают нам билеты. Потому что я уверена, что у меня будет билет на нижнюю полку, в купейном вагоне, чтобы я приехала на работу и уехала домой».

На вахте Светлана Поддубная проводит 15 дней. 3 дня занимает дорога. Так что дома она находится, в среднем, 11 дней. Ее взрослый сын тоже работает на Бозшакольском ГОКе. И вахты у них иногда совпадают. Так что скучать сильно не приходится, уверяет Светлана: «Здесь, на вахте, вообще, время очень быстро летит. Мы не успели заметить, как отработали уже 3 с половиной года. Кажется, вот только вчера пришли на работу. Все очень живо, динамично, энергично».

Беседовала Саида Нурова

0 Comments

Популярное на сайте

Сейчас обсуждают

4/20/20 10:33 AM

test321

4/20/20 10:30 AM

test123

3/27/20 2:47 AM

Отличная новость!

3/26/20 11:37 AM

Классное место!

3/26/20 8:43 AM

Какой интересный выпуск

В теме: №33(1).pdf
Showing 5 of 5 Items